Питер Тиль – Мартин Лютер в образовании?

Может ли Питер Тиль оказаться человеком, который возглавит революцию образования и, наконец, исправит его?

Кроме того, что у Питера Тиля (Peter Tiel) есть много что сказать о большом количестве разных вещей, он обладает уникальным способом выражать свои взгляды. Тиль демонстрировал это неоднократно по поводу ряда тем на этой неделе на первой конференции Post Seed, в ходе часовой беседы с Бамби Франциско (Bambi Francisco), основателем и СЕО Vator.

На самом деле, речь Тиля была настолько захватывающей, что VC-писатель Конни Лоизос (Connie Loizos) написала: «Но во многих своих выступлениях этой осени, призванных продвинуть его новую книгу «От нуля до единицы» (From Zero to One), Тиль показал себя совсем с другой стороны — как талантливого рассказчика». Один из присутствующих (Elliot Loh) так же сказал, что это было лучшее интервью Тиля, которое он видел.

Одной из тем, раскрытых Тилем на Post Seed, было образование, которое он публично критиковал. В результате этого мнения и появился фонд Thiel Fellowship, который даёт студентам грант в $100.000, чтобы они получили возможность пропустить пару лет университета, потратив это время на старт собственного бизнеса.

Недавно Питер сравнил систему образования с католической церковью 16-го века накануне реформации, сказав: «Тогда люди думали, что они могут спастись, только перейдя в католическую церковь, так же как сегодня люди считают, что спасение включает в себя получение диплом колледжа. И, если вы не получите диплом университета, вы отправитесь в ад.”

На конфенерции Vator’s Post Seed во вторник, Франсиско попросила Питера поговорить на эту тему более развёрнуто, особенно насчёт того, что если система образования – это католическая церковь, то кто же тогда Матрин Лютер, то есть человек, который возглавит реформу образования?

“Я не хочу, чтобы моя аналогия заходила настолько далеко!” – пошутил Тиль, перед тем, как ответить серьезно. «Я бы сказал, что суть аналогии — единая, унитарная организация. Вы получаете диплом, вы получаете университетскую степень, или вы идёте к чёрту. Вроде всех этих аналогий: расходы продолжают расти, есть определенный уровень коррупции. Что я нахожу очень маловероятным, так это идею о каких-либо реформах изнутри», — сказал он. «Может быть, это и происходит уже очень длительное время, но я думаю, что когда организации достигают определённой степени коррупции, когда у вас есть студенческие кредиты на триллион долларов – в первом приближении студенты заплатили триллион долларов за ложь о том, какое это образование хорошее, — вы имеете дело с фантастически коррумпированной в самой своей сути организацией».

Эта коррупция, отметил Тиль, по крайней мере отчасти, является причиной его скептицизма по поводу множества образовательных ИТ-стартапов, которые люди пытаются строить – просто потому, что такие компании основаны на работе описанных выше организаций.

Тем не менее, Питер считает, что существующий институт образования не подлежит исправлению. «Каждый раз, когда у вас что-то немного ломается, вы можете представить себе создание решения, которое работает, исправляет и улучшает ситуацию. Когда что-то повреждено существенно, всё становится не так однозначно. Это может означать, что есть возможность для радикального улучшения, но это также может означать радикальное сопротивление переменам любого рода», сказал Тиль. «Реформа придёт извне, и вопрос, который всегда есть у людей – это “Как будет выглядеть следующая система образования? Что это будет?”. И я думаю, что, как в случае произошедшего с католической церковью после 1500-х, в случае образования тоже не будет ни какого-то одного нового учреждение, которое придёт ему на смену. И это, конечно, было тревожным сообщение 16-го века – сообщение что, организация не спасет вас. Вы должны самостоятельно выяснить, как себя спасти. Таким же образом, нет и единого учебное заведения, которое вас спасёт. Молодые люди должны сами это понять. И это последнее, что кто-либо хочет слышать».
Чуть позже, человек из аудитории спросил Тиля о его мыслях насчёт случаев, когда образование даётся в гораздо более юном возрасте, в частности тем, кому меньше 5 лет, и как мы можем помочь им подготовиться к предстоящей жизни.

«Здесь, вероятно, можно многое сделать. Я бы сказал, что одна из проблем для детей 0-5 лет, или детей K-12 (программа образования K-12 включает школу и дошкольные учреждения, с детского до выпуска из средней школы), состоит в том, что вся система искажена, потому что детей не готовят к будущей жизни. Они готовятся к поступлению в колледж. И когда ребёнку до 5 лет, большое искушение ориентироваться на то, чтобы отдать его в детский сад. В K-12 вас оценивают по тому, попадает ли ваш ребёнок в «правильный» университет. И это, пожалуй, отдельное, самое большое искажение. Я не знаю, насколько легко это исправить, потому что мышление, менталитет по-прежнему таковы, и пузырь образования не собирается кончаться в ближайшее время, потому что люди слишком напуганы и они не видят никакой альтернативы».

Питер Тиль – сооснователь PayPal и Palantir Technologies, венчурный капиталист, управляющий партнёр фондад Founders Fund, президент Claruim Capital и один из первых инвесторов Facebook.