В защиту высшего образования: В чём ошибается Питер Тиль

В тексте Washington Post миллиардер Питер Тиль настаивает, что колледж является завершающим этапом соревновательного турнира, в котором дети наслаждаются престижем после победы над остальными. Он утверждает, что высшее образование — это пузырь, который даёт не больше пользы, чем страховой полис, и что важен лишь процесс приёма в колледж, поскольку он «благословляет зарекомендовавшую себя высококонкурентую элиту.

Тиль ошибается по всем фронтам.

Если бы ценность, и в самом деле, заключалась в фильтре вступительных экзаменов в колледж, работодатели бы просто повторяли требования, прося кандидатов предоставлять те же сведения, которые требуются при приёме в университеты: высокие школьные оценки и отметки теста SAT. Они бы наняли бывших сотрудников приёмных комиссий для оказания помощи в найме, или нанимали бы первокурсников, допущенных в выбранные колледжи. В конце концов, именно так и поступают профессиональные спортивные лиги: нанимают игроков, как только правила Лиги начинают позволять. Зачем ждать их выпуска, если высшее образование-это просто трата времени и денег?

В статье «Обманывают ли нас колледжи и университеты?» проректор Стэнфордского университета, Джон Этчеменди (John Etchemendy), утверждается, что если работодатели использовали колледж, в первую очередь, как общий сигнал наличия интеллекта, а также, возможно, амбиции подать документы и поступить в избранный колледж, мы бы наблюдали в найме гораздо больше поведения, аналогичного тому, что происходит в профессиональных спортивных лигах. И, конечно, если бы высшее образование не представляло бы реальной ценности, мы бы не наблюдали бы надбавок за его наличие.

Факты таковы, что выпускники колледжей зарабатывают больше, чем те, кто в них не учился, и что этот разрыв увеличивается. Исследование Дарона Эйсмоглу (Daron Acemoglu) и Дэвида Автора показало, что в 2008 году заработок среднестатистического выпускника колледжа превышал заработок выпускника средней школы на 97%. Другое исследование, проведенное Карневале Розой и Чиа (Carnevale, Rose and Cheah), показало, что прогнозируемый медианный доход в течении жизни обладателей степени бакалавра на 74% выше, доходов тех, у кого есть только школьный диплом, а так же, что почти в каждой сфере труда существует премия за высшее образование, даже в тех, где оно не является обязательным. Например, менеджер ресторанов и предприятий общепита и розничный продавец – профессии, открытые даже для тех, у кого нет высшего образования, получают выгоды от при наличии высшего образования: работники со степенью бакалавра зарабатывают на этих позициях на 50-65% больше, чем те, у кого школьный диплом.

Дело не в том, что работодатели платят более высокие зарплаты работникам с высшим образованием из-за заблуждений, объясняет Etchemendy. Они вознаграждают черты и навыки, полученные или отточенные ими во время учёбы в колледже, а также нематериальные активы, такие как общий интеллект и настойчивость.

Четыре года назад Тиль запустил программу стипендий по выплате каждому студенту, бросившему колледж, по $100 000. Он утверждал, что, имея возможность бросить колледж, одарённые студенты будут создавать “прорывные технологии, которые поднимут нашу цивилизацию на  следующий уровень”. До настоящего времени фонду Тиля (Thiel Foundation) не удалось произвести ни одной меняющей мир компании, несмотря на то, что он профинансировал около ста одаренных студентов, которые пришли со своими идеями, когда они были еще в колледже — как это сделали Стив Джобс, Марк Цукерберг и Билл Гейтс — самые известные из всех студентов, бросивших колледж. Показательно, что фонд, финансирующий стартапы ранней стадии, запущенный Тилем позже, Breakout Labs, инвестирует в стартапы, в основном руководимые командами ученых, включая кандидатов наук и ученых-исследователей, а не бросившими колледж студентами.

Университет обучает базовым навыкам, таким как менеджмент, финансы и коммуникация. Он также учит студентов, как взаимодействовать и работать с другими людьми, идти на компромиссы, иметь дело с отказами и неудачами, и учиться. Он прививает этику и социальные ценности. Именно поэтому Джобс, Цукерберг и Гейтс превозносили  достоинства высшего образования и призывали детей, чтобы оканчивать колледж, и поэтому их компании редко нанимали бросивших колледж. Так же, предпринимательство достаточно сложно для людей с опытом, зрелостью и связями. Для подавляющего большинства молодых людей, поставить свое будущее на высокорисковое венчурное  предпринимательство неразумно, поскольку они ещё не наработали базовые навыки и ценности, необходимые для успеха.

Тиль и другие бьют тревогу по поводу растущего долгового бремени студентов. Они играют на рассказах студентов, взявших в долг более чем $100 000 для финансирования получения степени бакалавра. Это реальные истории, но они редки. В самом деле, в 2007-08 годах, средний долг выпускников некоммерческих колледжей и университетов по всей стране был около $10 000, а 36% закончило и вовсе без долгов. В одном из самых дорогих вузов страны, Стенфорде, учащиеся окончили школу с в среднем менее чем $5 000 долга, а 77% класса 2013 окончили без долгов. Для 23%, окончивших с долгом, его средний размер составил $13,000.

“Если инвестиции в колледж – это и в самом деле пузырь, в истории экономики это пузырь-долгожитель”, — сказал Etchemendy в e-mail, посланном мне. “На протяжении всего времени, когда были доступны сравнительные данные по заработной плате, выпускники колледжей зарабатывали больше, чем выпускники школ, и по большей части эта тенденция неуклонно росла, по мере того, как технология становилась более важной частью работы. И это не случайность, технология повышает экономическую продуктивность, но её изобретение, эксплуатация и обслуживание требует высокого уровня навыков, получаемых путем образования”, — добавил он.

Реальность такова, что мы больше не готовим наших детей к работе на заводах; мы готовим их к сегодняшней экономике, основанной на знаниях. Это требует овладения широким ассортиментом технических навыков, умения работать в группах, и постоянного обучения. С ускорением развития технологий, карьера больше не длиться всю жизнь. Целые отрасли будут уничтожены, и созданы новый —  в ближайшие годы, а не столетия, как это было в предыдущих поколениях. Требуется постоянное совершенствование, фундамент для которого обеспечивает высшее образование.

Это, безусловно, соревновательный турнир, но происходит он в глобальном масштабе: какая страна имеет преимущество самой высокообразованной рабочей силы? Сколько именно? Институт Милкена задокументировал, что каждый дополнительный год обучения в колледже, который получает средний работник в регионе, увеличивает ВВП на душу населения региона на целых 17,4%, и среднюю по области зарплату работников увеличены на 17,8%. Выражаясь более резко: методы Тиля — это скорый путь на дно глобальной экономической лестницы.

Вивек Вадхва (Vivek Wadhwa) — член Центра корпоративного управления Стэнфордского университета, директор научно-исследовательского центра предпринимательства и коммерциализации научных разработок в университете Дьюка и заслуженный член Singularity University. Его последние встречи включают школу права Гарвардского университета, Калифорнийского университета в Беркли и университета Эмори.